Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная » Статьи » Мои статьи

Инновационные технологии

 Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных  технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей  обучающихся. Инновационные технологии в преподавании биологии и химии включают  в себя применение компьютера. Урок с применением ИКТ – это качественно новый и современный тип урока. Учитывая специфику преподавания биологии и химии. психологические и возрастные особенности школьника, на уроках должно присутствовать большое количество наглядности, использование таблиц – уже неактуально, поэтому наличие компьютера является для меня большим подспорьем.

ИКТ – технологии обеспечивают:

  • быстроту получения необходимой информации,

широкий спектр наглядности,

повышение интереса к предмету,

проведение нового информативного урока,

качественную проверку знаний при помощи тренажёров.

Мной разработаны, апробированы и проводятся такие уроки с применением  ИКТ:

« Органические и неорганические вещества клетки»,  по биологии в 10 классе,

« Индивидуальное развитие организмов» , биология 10 класс,

«Чистые вещества и смеси», химия 8 класс,

« Фосфор и его соединения», химия 9 класс,

« Металлы их свойства и применение», химия 9 класс,

« Углеводы», химия 10 класс .

Сегодня появилось большое количество новых  ЦОР (цифровых образовательных ресурсов), применение которых позволяет сэкономить время на подготовку к уроку, выбрать тот материал, который позволит учащимся в полной мере усвоить новые знания, разнообразить проверку и закрепление усвоенного материала, т. е.  рефлексию. ЦОР  предоставляют возможность показать те процессы, которые скрыты от нас. Мной был разработан урок с использованием ЦОР в 9 классе по химии по теме неметаллы: « Азотная кислота», который размещен на сайте http://www.eorhelp.ru/node/50897

   Использование интерактивной доски помогает применению инновационных технологий. Создаёт новые возможности для учителя и ученика это: развитие воображения, творческие способности, возможность организовать, индивидуальную и групповую работу используя приёмы проблемного обучения, возможность работать интересно,  играя, изучая такой сложный предмет – химия.

     Всё, что есть в моём компьютере, я могу демонстрировать и на интерактивную доску,                   использовать широкий спектр ресурсов, презентаций, видеофильмов, звуковые файлы.

    На своей доске я разместила интерактивную Периодическую систему х/э Д. И. Менделеева, и нажатием на определённую клетку можно получить полную информацию о элементе.  Химический калькулятор, помогает рассчитать  массу вещества и описывает его химические свойства, виртуальная лаборатория помогает демонстрации эксперимента, который не возможен в обычных условиях ( растворение золота в «царской водке», взаимодействие ртути с азотной кислотой, кипение углекислого газа). 

   Среди инновационных технологий, которые я использую особое место, занимает технология метода исследовательских проектов. Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения – создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помогает ученику стать талантливым и успешным. Так как исследовательскую проектную деятельность целесообразно проводить тогда, когда учащиеся уже имеют достаточный запас знаний, умений и навыков использую его в старших классах как на уроках так и в внеурочно. Подготовка и проведение исследования -  это сложный поэтапный процесс, приведу палан одного из исследовательских проектов: 

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА:

«Жевательная резинка: вред или польза?»

1 ЭТАП Подготовительный (выбор объекта, предмета исследования,  подбор литературы, методов исследования, оборудование).

Объект – жевательная резинка.

Предмет – объективная информация о пользе и вреде жевательной резинки.

Методы: анкетирование, химический и экспериментальный методы.

Оборудование: жевательные резинки популярных производителей, пробирки, индикатор, серная кислота и гидроксид меди.

2ЭТАП Проблемно-поисковый (основная часть, разработка задач,  целей, гипотез, актуальность)

Цель: сформировать независимое мнение относительно жевательной резинки с позиции здоровья для человека.

Задачи: опытным путём доказать или опровергнуть достоверность отрицательных и положительных аспектов жевания, определить химический состав наиболее популярных жевательных резинок, провести опрос среди учащихся и сделать выводы.

Гипотеза: если человек будет владеть необходимой информацией о влиянии жевательной резинки на здоровье, научится её правильно использовать, то возможно ли что здоровый образ жизни станет его потребностью.

Актуальность: жевательной резинкой в наше время пользуются все и - дети и, и взрослые. Спрос на неё не зависит от времени года и моды. Её продают во всех магазинах, киосках, палатках. Она налеплена на стулья, парты, полы, стены, внешний мир её живёт благополучной жизнью. Но так ли это на самом деле? Выясним.

3ЭТАП Собственное исследование (анкетирование, проведение эксперимента, закладка опытов)

Анкетирование было проведено по вопросам: почему употребляете жвачку, какую предпочитаете, знаете ли, о вреде и пользе.

Экспериментальная часть: проведено определение рН среды, проба на спирты, глюкозу,  способность восстанавливать кислотно-щелочной баланс и растворимость в соляной кислоте.

4ЭТАП Отчётно-оформительский (обработка материалов, подведение итогов, заключение выводов, создание схем и списка литературы).

По результатам анкетирования были составлены схемы  и диаграммы. Сделаны выводы о пользе и вреде жвачки установлено: жр не может спасти от кариеса и убрать желтизну зубов, обильное выделение желудочного сока приводит к обострению гастрита, язвам поэтому её можно и нужно жевать только 10-15 минут и то для восстановлении кислотно-щелочного баланса. Информация рекламных производителей значительно преувеличена.

Литература: Скурихин И.М. Всё о пище с точки зрения химика.  М.: «Высшая школа», 1991.

3.  http://www.teenclub.ru/index.php?e=221 и http://parni.tts.lt/inter/gum.htm

. Аникина О.  Чем полезна жвачка www.medpulse.ru/health/.../2562.html  

1.2. Беляков А. Век жевательной резинки www.beliakov.net/gum-XX.htm 

5ЭТАП Публичная защита (выступление в классе, презентация доклада, выступление на конференции).

По итогам работы была составлена презентация, с итогами работы ознакомлены учащиеся 8А, 9А, 11А классов, работа была заявлена на  IX конференцию Пожарского Муниципального района:  «Живи, планета» и заняла 1 место в номинации «Экология человека и его среда обитания».

 

Ещё одна из применяемых мною технологий - технология проблемного обучения. Проблемное обучение пронизывает весь курс химии. Каждый урок становится проблемным. В свете системно-деятельностного подхода, я не задаю вопрос сама, а подвожу к ней учащихся и предлагаю решить. Учащиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно. Из опыта работы по этой технологии, я выяснила, что проблемный вопрос должен быть увлекательным, но соответствующим логике наук, ёмким, способным охватить круг вопросов, создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации. Например, в 9 классе на уроке химии по теме: «Фосфор и его соединения»:

1. Актуализация и мотивация: о нём можно сказать он светоносный элемент, и спичку вам зажжёт в момент, сожгут его и над водой, оксид его затем станет кислотой.

2.Проблемный вопрос: в переводе с греческого «фосфор» означает « светоносный». Так ли это на самом деле?

3. Проблемная ситуация: знаменитый минералог А.Е.Ферсман назвал фосфор «Элементом жизни и мысли», как вы думаете почему?

Урок в 9 классе по химии  по теме: «Коррозия металлов», демонстрирую опыт предохранение металлов от ржавчины (в две пробирки наливаю раствор серной кислоты, в каждую помещаю гвоздик, и в одну из них добавляю 3-4 капли йодида калия).

И ставлю проблемный вопрос: что видите теперь и почему?

Урок с использованием технологии проблемного обучения по биологии: « Клонирование за и против», биология в 9, 10 классах, « Нитраты польза или вред», химия 9 класс,  « Ядерные реакции: мифы и реальность».

  Обучение биологии и химии не может обойтись без применения здоровьесберегающих технологий, которые направлены на сохранение здоровья школьников, формирование необходимых знаний, умений и навыков относительно здорового образа жизни. Одной из проблем, остро стоящих в обществе, является гиподинамия. В связи с этим на своих уроках я провожу физкультминутки, включающие дыхательную гимнастику, зарядку для глаз. Нормирую домашние задания, не допускаю перегрузок, учитываю уровень сложности заданий. 

   Все выше перечисленные технологии  педагогического опыта позволяют мне:

  • повысить позитивную динамику учебных достижений обучающихся,

максимально охватить учащихся естественнонаучным образованием в условиях профильной подготовки,

повысить мотивацию к учебной и исследовательской деятельности,

способствует развитию конкурентоспособности учеников в социальной среде,

  • обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.
Категория: Мои статьи | Добавил: IRON-RA (01.04.2014)
Просмотров: 475 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]