Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Инновационные технологии в преподавании биологии и химии включают в себя применение компьютера. Урок с применением ИКТ – это качественно новый и современный тип урока. Учитывая специфику преподавания биологии и химии. психологические и возрастные особенности школьника, на уроках должно присутствовать большое количество наглядности, использование таблиц – уже неактуально, поэтому наличие компьютера является для меня большим подспорьем.
ИКТ – технологии обеспечивают:
- быстроту получения необходимой информации,
широкий спектр наглядности,
повышение интереса к предмету,
проведение нового информативного урока,
качественную проверку знаний при помощи тренажёров.
Мной разработаны, апробированы и проводятся такие уроки с применением ИКТ:
« Органические и неорганические вещества клетки», по биологии в 10 классе,
« Индивидуальное развитие организмов» , биология 10 класс,
«Чистые вещества и смеси», химия 8 класс,
« Фосфор и его соединения», химия 9 класс,
« Металлы их свойства и применение», химия 9 класс,
« Углеводы», химия 10 класс .
Сегодня появилось большое количество новых ЦОР (цифровых образовательных ресурсов), применение которых позволяет сэкономить время на подготовку к уроку, выбрать тот материал, который позволит учащимся в полной мере усвоить новые знания, разнообразить проверку и закрепление усвоенного материала, т. е. рефлексию. ЦОР предоставляют возможность показать те процессы, которые скрыты от нас. Мной был разработан урок с использованием ЦОР в 9 классе по химии по теме неметаллы: « Азотная кислота», который размещен на сайте http://www.eorhelp.ru/node/50897 .
Использование интерактивной доски помогает применению инновационных технологий. Создаёт новые возможности для учителя и ученика это: развитие воображения, творческие способности, возможность организовать, индивидуальную и групповую работу используя приёмы проблемного обучения, возможность работать интересно, играя, изучая такой сложный предмет – химия.
Всё, что есть в моём компьютере, я могу демонстрировать и на интерактивную доску, использовать широкий спектр ресурсов, презентаций, видеофильмов, звуковые файлы.
На своей доске я разместила интерактивную Периодическую систему х/э Д. И. Менделеева, и нажатием на определённую клетку можно получить полную информацию о элементе. Химический калькулятор, помогает рассчитать массу вещества и описывает его химические свойства, виртуальная лаборатория помогает демонстрации эксперимента, который не возможен в обычных условиях ( растворение золота в «царской водке», взаимодействие ртути с азотной кислотой, кипение углекислого газа).
Среди инновационных технологий, которые я использую особое место, занимает технология метода исследовательских проектов. Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения – создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помогает ученику стать талантливым и успешным. Так как исследовательскую проектную деятельность целесообразно проводить тогда, когда учащиеся уже имеют достаточный запас знаний, умений и навыков использую его в старших классах как на уроках так и в внеурочно. Подготовка и проведение исследования - это сложный поэтапный процесс, приведу палан одного из исследовательских проектов:
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ
|
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА:
«Жевательная резинка: вред или польза?»
|
1 ЭТАП Подготовительный (выбор объекта, предмета исследования, подбор литературы, методов исследования, оборудование).
|
Объект – жевательная резинка.
Предмет – объективная информация о пользе и вреде жевательной резинки.
Методы: анкетирование, химический и экспериментальный методы.
Оборудование: жевательные резинки популярных производителей, пробирки, индикатор, серная кислота и гидроксид меди.
|
2ЭТАП Проблемно-поисковый (основная часть, разработка задач, целей, гипотез, актуальность)
|
Цель: сформировать независимое мнение относительно жевательной резинки с позиции здоровья для человека.
Задачи: опытным путём доказать или опровергнуть достоверность отрицательных и положительных аспектов жевания, определить химический состав наиболее популярных жевательных резинок, провести опрос среди учащихся и сделать выводы.
Гипотеза: если человек будет владеть необходимой информацией о влиянии жевательной резинки на здоровье, научится её правильно использовать, то возможно ли что здоровый образ жизни станет его потребностью.
Актуальность: жевательной резинкой в наше время пользуются все и - дети и, и взрослые. Спрос на неё не зависит от времени года и моды. Её продают во всех магазинах, киосках, палатках. Она налеплена на стулья, парты, полы, стены, внешний мир её живёт благополучной жизнью. Но так ли это на самом деле? Выясним.
|
3ЭТАП Собственное исследование (анкетирование, проведение эксперимента, закладка опытов)
|
Анкетирование было проведено по вопросам: почему употребляете жвачку, какую предпочитаете, знаете ли, о вреде и пользе.
Экспериментальная часть: проведено определение рН среды, проба на спирты, глюкозу, способность восстанавливать кислотно-щелочной баланс и растворимость в соляной кислоте.
|
4ЭТАП Отчётно-оформительский (обработка материалов, подведение итогов, заключение выводов, создание схем и списка литературы).
|
По результатам анкетирования были составлены схемы и диаграммы. Сделаны выводы о пользе и вреде жвачки установлено: жр не может спасти от кариеса и убрать желтизну зубов, обильное выделение желудочного сока приводит к обострению гастрита, язвам поэтому её можно и нужно жевать только 10-15 минут и то для восстановлении кислотно-щелочного баланса. Информация рекламных производителей значительно преувеличена.
Литература: Скурихин И.М. Всё о пище с точки зрения химика. М.: «Высшая школа», 1991.
3. http://www.teenclub.ru/index.php?e=221 и http://parni.tts.lt/inter/gum.htm
. Аникина О. Чем полезна жвачка www.medpulse.ru/health/.../2562.html
1.2. Беляков А. Век жевательной резинки www.beliakov.net/gum-XX.htm
|
5ЭТАП Публичная защита (выступление в классе, презентация доклада, выступление на конференции).
|
По итогам работы была составлена презентация, с итогами работы ознакомлены учащиеся 8А, 9А, 11А классов, работа была заявлена на IX конференцию Пожарского Муниципального района: «Живи, планета» и заняла 1 место в номинации «Экология человека и его среда обитания».
|
Ещё одна из применяемых мною технологий - технология проблемного обучения. Проблемное обучение пронизывает весь курс химии. Каждый урок становится проблемным. В свете системно-деятельностного подхода, я не задаю вопрос сама, а подвожу к ней учащихся и предлагаю решить. Учащиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно. Из опыта работы по этой технологии, я выяснила, что проблемный вопрос должен быть увлекательным, но соответствующим логике наук, ёмким, способным охватить круг вопросов, создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации. Например, в 9 классе на уроке химии по теме: «Фосфор и его соединения»:
1. Актуализация и мотивация: о нём можно сказать он светоносный элемент, и спичку вам зажжёт в момент, сожгут его и над водой, оксид его затем станет кислотой.
2.Проблемный вопрос: в переводе с греческого «фосфор» означает « светоносный». Так ли это на самом деле?
3. Проблемная ситуация: знаменитый минералог А.Е.Ферсман назвал фосфор «Элементом жизни и мысли», как вы думаете почему?
Урок в 9 классе по химии по теме: «Коррозия металлов», демонстрирую опыт предохранение металлов от ржавчины (в две пробирки наливаю раствор серной кислоты, в каждую помещаю гвоздик, и в одну из них добавляю 3-4 капли йодида калия).
И ставлю проблемный вопрос: что видите теперь и почему?
Урок с использованием технологии проблемного обучения по биологии: « Клонирование за и против», биология в 9, 10 классах, « Нитраты польза или вред», химия 9 класс, « Ядерные реакции: мифы и реальность».
Обучение биологии и химии не может обойтись без применения здоровьесберегающих технологий, которые направлены на сохранение здоровья школьников, формирование необходимых знаний, умений и навыков относительно здорового образа жизни. Одной из проблем, остро стоящих в обществе, является гиподинамия. В связи с этим на своих уроках я провожу физкультминутки, включающие дыхательную гимнастику, зарядку для глаз. Нормирую домашние задания, не допускаю перегрузок, учитываю уровень сложности заданий.
Все выше перечисленные технологии педагогического опыта позволяют мне:
- повысить позитивную динамику учебных достижений обучающихся,
максимально охватить учащихся естественнонаучным образованием в условиях профильной подготовки,
повысить мотивацию к учебной и исследовательской деятельности,
способствует развитию конкурентоспособности учеников в социальной среде,
- обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.
|